Форум сайта Живая Земля
22.04.2019, 01:48:07 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
  Начало Помощь Поиск Войти Регистрация  
  Просмотр сообщений
Страниц: [1] 2 3 ... 7
1  Обсуждение / Наука. Инновации. Эволюция Земли и человека. / Re: Тайны Времени : 06.03.2015, 09:02:41
Тайны времени, свобода выбора, роль времени в жизни человека - результаты тщательной проработки этих и других связанных вопросов, можно найти в книге доктора Элизабеты Левин "Часы Феникса".

Элизабета Левин – доктор наук, физик, выпускница Техниона г.Хайфа, Израиль.  Она изучает проблемы времени и является автором ряда научно-популярных публикаций на темы одновременности и закономерности исторических процессов, Русскоязычным читателям доступны ее книга «Селестиальные близнецы» и брошюра «Пространство-время в высокоразвитых биологических системах». 

Д-р Левин надеется, что изучение эффекта «Часа Феникса» расширит понимание границ свободы выбора. Подобно тому, как открытие закона всемирного тяготения Ньютона не приковало нас к Земле, а позволило планирование космических полетов, так и понимание законов времени может освободить нас от оков слепого подчинения судьбе.

Применение системного подхода позволяет представить историю мировой поэзии и науки как целостный организм, развивающийся по определенной схеме и претерпевающий метаморфозы с периодичностью порядка 493 лет, названной автором «годом Феникса». Поколения поэтов и пассионариев, рожденные в считанные декады на рубеже между двумя последовательными годами Феникса, становятся творцами парадигм грядущего цикла и свидетелями отмирания идей и устоев уходящего 493- летнего цикла. К таким редким, но стержневым историческим моментам – «часам Феникса» – относятся, например, периоды Ренессанса или рождения поэтов Серебряного века. 

В самом ли деле есть разные времена в истории мировой культуры? Существуют ли особые времена великих поэтов, и есть ли времена мореплавателей? И если да, то как их измеряют?

Современные часы, основанные на циклах вращения Земли вокруг своей оси и календари, основанные на движениях Солнца и Луны, позволяют определять времена заката и рассвета, а также наступления зимы и лета в разных точках планеты. Но у нас нет часов, которые бы указывали на наступление «дня» и «ночи» в процессе развития культуры. Нет и календарей, предсказывающих наступление «весны» или «осени» человечества. Более того, мы даже не знаем, существуют ли возможность изобрести такие часы и календари, и на принципе каких космических процессов и явлений могли бы они основываться.

В «Часах Феникса» д-р Элизабета Левин попробовала построить такие часы. Для этого пришлось пересмотреть представления о времени, о механизмах связи времен; о роли времени в жизни человека и о роли человека в формировании времен.

Подробнее - http://www.zhivaya-zemlya.ru/directions/?directionid=2&articleid=248
2  Обсуждение / История. Культура. Традиции. Наследие. / Культура общения : 02.02.2013, 03:32:54

Наши разговоры нередко превращаются в бесплодный обмен упреками. Как этого избежать?
Уметь видеть факты, осознавать свои чувства, выражать свои потребности, ясно формулировать просьбы, - вот что предлагают знающие люди.

4 правила общения без агрессии

Залог успешного общения– говорить ясно. Казалось бы, так просто, но чаще мы пускаемся в многословные абстрактные рассуждения и почти никогда не говорим о том, что чувствуем в данный момент. Когда мы вываливаем на собеседника все, что у нас накопилось, его внимание ослабевает: он тонет в потоке наших слов. Ясность и точность – главный принцип метода «ненасильственного общения», разработанного американским психологом Маршаллом Розенбергом (Marshall Rosenberg). Освоив четыре его основных правила (безоценочное наблюдение; признание своих чувств, определение связанных с этими чувствами потребностей и формулирование конкретных просьб), мы научимся говорить так, чтобы собеседник смог нас услышать и понять. И в результате общение с партнерами и детьми, родителями, друзьями и коллегами станет эффективным. Стоит попробовать!

1. Непредвзято видеть факты
Непроизвольно мы отмечаем в поведении другого человека то, что нам мешает (раздражает, обижает): в детской беспорядок; партнер опять поздно вернулся домой… И делаем вывод: беспорядок – доказательство лени, опоздание – проявление неуважения. «Важно видеть ситуацию объективно и не оценивать ее», – говорит Маршалл Розенберг. Индийский мудрец Кришнамурти вообще считал наблюдение без оценивания высшей формой мышления. «Когда я прочел об этом, – рассказывает психолог, – в голове пронеслось «Какая ерунда!»: быстрее, чем я осознал смысл слов Кришнамурти, я вынес им оценку».
Действительно, воспринимать других людей, их слова и поступки, не высказывая суждений, непросто. Оценивая, обобщая («ты всегда...»), преувеличивая, навешивая ярлыки, мы сужаем свое восприятие другого человека и не можем общаться конструктивно. «Оценочные суждения вызывают у собеседника сильный эмоциональный протест, непроизвольное желание обороняться, – поясняет психотерапевт и социальный психолог Маргарита Жамкочьян. – Именно поэтому в ответ мы часто слышим что-то резкое, грубое. Наши слова воспринимаются как нападение и вызывают единственное желание – защититься. Констатация факта, простое описание того, что мы видим, наоборот, помогает избежать непонимания, ссоры. У нашего собеседника появляется выбор, свобода маневра». Маршалл Розенберг предлагает заменить оценивание наблюдением. Вместо бессмысленных и обидных обвинений («Ты никогда не доделываешь работу до конца!», «Ты просто бездельник!») можно ограничиться словами: «Работа не сделана». В первый раз сложно? Еще бы! Ведь мы привыкли оценивать и судить друг друга.
«ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ ВЫЗЫВАЮТ У СОБЕСЕДНИКА СИЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ И ЖЕЛАНИЕ ОТ НАС ОБОРОНЯТЬСЯ».

2. Признавать свои чувства
Спросите себя: «Почему этот беспорядок (это опоздание) меня задевает?» Прислушайтесь к себе, разберитесь, что вы испытываете по отношению к ситуации (гнев при виде беспорядка, грусть из-за забывчивости партнера), вместо того чтобы угадывать, почему близкие поступают именно так («Мой ребенок издевается надо мной», «Мой партнер мною пренебрегает»). «Каждый из нас способен различать множество нюансов своих переживаний, – говорит Маргарита Жамкочьян. – Сложность заключается в том, что во многих культурах существует табу: говорить о себе и своих чувствах неловко, неприлично и граничит с самовлюбленностью. Кроме того, большинство из нас выросло в семьях, где чувства не считались чем-то важным, и сегодня мы нередко «прячем», вытесняем их».
«Понять свои чувства – значит прояснить, что в нас есть живого, – констатирует Маршалл Розенберг, – но и одновременно позволить другому почувствовать себя субъектом отношений. Например, признавая свою уязвимость, мы признаем право на уязвимость и у собеседника». К тому же, говоря о себе, мы приглашаем другого открыто говорить о том, что чувствует он. «Я огорчена» или «Я беспокоюсь, когда ты задерживаешься» – есть множество фраз, которые позволят собеседнику в ответ выразить свою позицию («Слушай, но это же моя комната!»; «У меня не всегда есть возможность позвонить»). Лишь прислушиваясь к своим переживаниям, мы найдем путь к другому.

3. Выражать свои потребности

«Но останавливаться на этом, конечно, нельзя, ведь за нашими чувствами скрываются потребности и ценности, которые вызвали их к жизни», – говорит Маргарита Жамкочьян. – И когда кто-то оценивает нас или своим поступком ставит наши потребности под сомнение, мы моментально реагируем фейерверком эмоций. Лишь распутав этот клубок переживаний, осознав и назвав их, мы можем сделать следующий шаг – понять, какие потребности были потревожены и даже ущемлены в этом общении». Поняв себя, нам легче понять и желания другого: фундаментальные потребности (в любви, признании, безопасности...) у всех нас одинаковы. «Мне нужны порядок и уют в доме», – скажет родитель; «Мне важно знать, что ты мной дорожишь», – добавит супруг(а).
«В общении без агрессии первая мысль всегда о себе», – добавляет Маршалл Розенберг. Так что нам неизбежно предстоит разбираться с нашими собственными страхами и нашими истинными потребностями. Эта страсть к порядку, возможно, идет из моего детства? Чего я на самом деле боюсь, оставаясь вечером в одиночестве?
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ «СИЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ», ВАЖНО ВОСПРИНИМАТЬ СВОЕГО СОБЕСЕДНИКА КАК СОЮЗНИКА, А НЕ КАК НЕПРИЯТЕЛЯ, ВРАГА.

4. Формулировать свои просьбы
Пришло время попросить собеседника поступать так, чтобы учитывать ваши чувства и потребности, не ущемляя их. Будьте осторожны, избегайте негативных высказываний: фразы вроде «Я больше не потерплю беспорядка в твоей комнате!», «Не смей опаздывать!» не приносят положительного результата – наоборот, они усиливают сопротивление. Просьба должна быть выражена ясно и называть конкретные позитивные действия: «Я хочу, чтобы ты, снимая одежду, сразу убирал ее в шкаф», «Я хочу, чтобы ты звонил, когда задерживаешься». Туманные, абстрактные, двусмысленные высказывания вызывают лишь замешательство. И наоборот, чем яснее мы сообщаем о том, что хотим получить, тем вероятнее, что мы это получим.
«Но есть одна опасность, – предупреждает Маршалл Розенберг. – То, что мы произносим, и то, что слышит наш собеседник, не всегда совпадает. Поэтому так важно понять, были ли наши слова услышаны». А для этого надо попросить другого сформулировать то, как он понял нашу просьбу, выразить свою точку зрения на ситуацию, соблюдая четыре правила (наблюдение, ощущение, потребность, просьба). Искусство общения заключается именно в том, чтобы постоянно проверять, насколько точно мы понимаем друг друга. Это самая болезненная часть метода: бесконечное перефразирование может показаться кому-то нелепым. «Я признательна тебе за то, что ты пересказал мне услышанное. Я вижу, что выразилась недостаточно ясно, и попробую переформулировать мою мысль…» Но эти фразы – классика метода! Раздражение они вызывают там, где нет истинной эмпатии, сопереживания.
Чтобы избежать «силовых» отношений, важно воспринимать собеседника как союзника, а не врага. Как только мы утвердились в этом, можно немедленно забыть о технике. Но чтобы взрастить в себе такую интенцию, нет ничего лучше, чем… метод ненасильственного общения. А если применить процесс четырех шагов во внутреннем диалоге, он позволит научиться сопереживать самому себе – ведь без этого не бывает эмпатии к другому.

Примеры - на странице http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/_article/4pravila-obshheniya-bez-agressii/4/

3  Обсуждение / История. Культура. Традиции. Наследие. / Re: Музеи-заповедники и музеи-усадьбы: вчера, сегодня, завтра : 19.11.2012, 09:51:46
16.11.2012 Приказ об изъятии участков земли у музея-усадьбы "Архангельское" признан недействительным

Тех, кто искренне обеспокоен судьбой памятников истории и культуры в нашей стране, очень обнадёжит очередное судебное решение в отношении музея-усадьбы «Архангельское». Тяжба между ним и Министерством обороны длится уже давно. И вот накануне Арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, который признал недействительным приказ Минобороны об изъятии участков земли у музея-усадьбы.

Так сложилось исторически, что у военного санатория и музея-усадьбы «Архангельское» - общая территория. В 1996 году между музеем и Министерством обороны был подписан своеобразный «пакт о ненападении»: договорились о совместном использовании земель. Музейщики занялись своим делом, а Минобороны почему-то выставило три участка на торги. Общественность была возмущена. «Архангельское» стало постоянной темой телевизионных репортажей – рядом с музеем федерального значения могли построить гипермаркеты ангарного типа.

«Проект просто чудовищный, – отмечает заместитель председателя московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Соседов. – Будет носить необратимые последствия и для усадьбы «Архангельское» и для всей прилегающий территории. Если все те постройки, с которыми мы столько лет боремся, они все-таки носят обратимый характер – еще надеемся что-то снести, что-то прикрыть – то эта стройка решит судьбу этой территории.

Земли «Архангельского» – федеральные, они сдаются в аренду и музею и министерству обороны. Несмотря на это, золотые гектары были проданы, и здесь началось строительство.
В усадьбе вовсю работала техника – музейщики пытались отвоевать территорию через суд. Они выиграли первое дело, но военное ведомство подало апелляцию. Казалось, тяжбам не будет конца. Но арбитражный апелляционный суд, похоже, поставил в деле точку. Приказ Минобороны об изъятии земель музея-усадьбы «Архангельское» суд повторно признал незаконным.

«Теперь, когда эти земли возвращены в федеральную собственность, мы, конечно, будем добиваться, чтобы эти земли были предоставлены музею», – говорит представитель музея-усадьбы «Архангельское» Дарья Шушкевич.

Таким образом, спорные земельные участки остаются в охранной зоне Архангельского.

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/66362
4  Обсуждение / Духовное развитие. Самопознание. / Re: Оптимизм - двигатель прогресса : 19.10.2012, 11:12:33
Хватит ныть! Иди и делай
  Дмитрий Занько
 
Нам часто приходится видеть рядом с собой людей, которые достают нас жалобами на собственную неустроенность, причем ощущение такое, что собеседнику важен сам процесс, а не изменение ситуации. Да и сами мы, что скрывать, зачастую так себя ведем.

Чтоб нам было легче отличить нытика (в себе или рядом с собой) от того, кому нужно помогать, зададим определение. Ключевой принцип мы уже ввели: нытика интересует не реальный результат его жалобы, а что-то другое, что именно – об этом позже.

Что движет нытиком? Не желание, чтобы что-то стало лучше. Но что тогда? Это, как ни странно, не то, что психологи обычно называют «вторичная выгода» (не сомневаюсь, что вы этот термин регулярно встречаете и особо расшифровывать его не надо, – так, ограничимся примером). То есть нытик не рассчитывает, к примеру, на то, что за счет того, что он будет рассказывать, как все у него плохо, его будут жалеть и гладить по головке. Призываю всех не путать нытика и жалующегося человека. Все мы регулярно испытываем потребность в том, чтобы нам посочувствовали, и для этого рассказываем о своих реальных или вымышленных неурядицах. Это нормально. С детства почти все знают, что если упасть и ободрать коленку, то кто-нибудь из взрослых, мама (или бабушка) пожалеют и дадут дополнительную порцию «поглаживаний». Но в том же самом нежном возрасте нытик (еще будущий, но уже превращающийся) понимает совсем иное: лучше жалеть самого себя. Вправду, это же так приятно – ведь ты сам себе всегда можешь сказать именно те слова, которых сам от себя так ждешь. В том, что в такой логике мастурбация – лучше любого секса, нытик никогда себе не признается. Впрочем, секс для нытика тоже легко становится поводом для саможалости. Или отсутствие секса. Это еще лучше. Именно такой возможности жалеть самого себя («наедине с самим собой» или в чьей-то компании) нытик и ищет.

Кроме того, никогда не нужно искать реального общения с другими людьми. Это же страшно! Да-да, вся фишка в том, что нытик – это не выгода в ее обычном понимании, а страх раскрыть свои границы, допустить кого-то еще к собственному психическому полю. Где-то там, в том периоде, когда что-то напугало маленького будущего нытика и он понял, что люди небезопасны.

Не будем сейчас вдаваться в подробности того, что детство нытика, возможно, не задалось и его никто никогда не жалел, а потому он привык, что ни на кого, кроме как на свои скромные силы, в этом сложном деле рассчитывать не стоит. Так бывает. Но не всегда. Вы легко вспомните своих знакомых, любящих поныть – и при этом имевших вполне счастливое детство.

Нытик очень быстро выясняет следующее обстоятельство: чтобы жалеть самого себя, нужен постоянный повод. А для этого необходимо, чтобы ничего в жизни не менялось к лучшему. Неважно, что это будет – неудавшаяся личная жизнь, проблемы в семье или на работе. Но тема должна быть одна (в лучшем случае – две-три). Нытик не отличается разнообразием. Это и понятно – постоянно гробить собственное существование «по всем фронтам» тяжело и утомительно. Да и не хочется, если честно. А так – и себя пожалел, приятно себе сделал, и никаких особенных стараний прикладывать, чтобы разнообразить свое нытье, не надо.

Тогда намного проще не общаться с людьми вообще. Сиди себе дома, «смотри на дождь, пей кофе и думай о том, как все плохо» (1). Зачем же нытик лезет в контакт, зачем портит жизнь не только себе? Бывают, конечно, и нытики-одиночки, но мы с ними не сталкиваемся, как правило, а потому они нам и не интересны.

Причин несколько. Во-первых, человек – существо все-таки социальное. Ему совсем одному - не интересно. Во-вторых, повод для нытья все-таки должен быть мало-мальски серьезным. А то – самому себя стыдно жалеть. Если, например, ты уже паре десятков людей высказал свою вселенскую скорбь на предмет отсутствия в магазинах плюшевых фиолетовых зайчиков, а тебя собеседники дружно подняли на смех из-за ничтожности повода – тут стоит задуматься о перемене повода… (2)

В-третьих, и это самое важное, нытику (смотрим выше) нужно постоянно подтверждать себе, что себя жалеть – самое правильное. А как этого подтверждения добиться, кроме как через постоянное «столкновение с людской черствостью»? И тут мы опять возвращаемся к тому, с чего начали: нытику не нужно, чтобы что-то менялось. А отсюда следует вполне очевидный вывод: вы ничего не можете сделать для того, чтобы нытику помочь. По определению. Он не позволит. А раз ты ничего не делаешь, то что? Ага, верно – лишний раз подтверждаешь картину мира нытика, в которой себя жалеть – самое правильное и ничто никогда не будут хорошо.

Кстати, тут нытик (если он не внутренний, а внешний) ставит перед нами очередную психологическую задачу… Есть категория людей, очень на нытиков похожих. Если вы слышали про Эрика Берна, то знаете, что есть такая психологическая игра «Да, но…». Кратко напомню суть: человек рассказывает кому-то о некоей проблеме; ему начинают давать советы – а он от них от всех отмахивается по одной схеме: да, конечно, я мог бы сделать так, как вы говорите, – но не могу. В какой-то момент (предположим, игроков двое и один из них – вы) это начинает надоедать и вы говорите: да задолбал, ничего тебе не нравится, отстань от меня. Нытику не нужно, чтоб на него срывались, ему всего лишь нужны уши, на которые «можно сесть» и ныть. Если ушей не будет – он справится и сам, но, как мы увидели, с кем-то приятнее.

Благодаря всему вышеизложенному, нытик неприятен (в какой-то момент времени становится очередным поводом для того, чтобы жалеть самого себя). Что ж, если вам и впрямь надоело ныть самому или слушать чужое нытье, то придется немного поработать над собой.

С другими разбираться всегда проще, а потому начнем с рецепта в этой области. Существует только один способ избавиться от прилипшего нытика – прямо спросить его: тебе чего, собственно, больше хочется – чтоб твои проблемы разрешились (не вопрос, всегда готов помочь, чем смогу) или поныть? Высказанная в лицо правда нытика ошарашивает, он понимает, что с вами нужного результата не получит, и ретируется. Почему не получит? Потому что вы ему прямо сказали, что считаете его нытье – нытьем. А не попыткой посовещаться или честной просьбой пожалеть.

С собой – сложнее. Для начала нужно признаться себе в том, что – неважно почему – у вас есть склонность поныть: подействовать самому себе на остатки нервной системы при том, что к лучшему ничего не изменится. Вот только не надо углубляться в самоанализ и ковыряться в собственном детстве. Это как раз подход нытика: ничего ж не вернуть, правда? Проблема актуальна, и работать с ней нужно в реальном времени.

Следующий шаг – это определить те темы, на которые поныть особенно сладко. У кого-то это будет работа, у кого-то личная жизнь, бывают и экзотические варианты. У меня есть приятель, который долгое время обожал ныть на тему того, что «он – фуфло». Что вкладывалось в это определение, он не уточнял, но любое событие в собственной жизни подгонял под эту тему. Ничего, смог сам себя поменять.

Когда темы определены – вариантов два. Либо запретить себе вообще (с кем-то или с самим собой) их обсуждать – сложнее, зато эффективнее, либо стараться ловить себя на том, что обсуждение темы перерастает в нытье, и каким-то образом давать себе «негативное подкрепление». В смысле – делать себе неприятно. Ну, примерно как вы щенка бы дрессировали: написал в комнате – вот тебе газетой по носу. Неприятно. Раз неприятно, два неприятно. Глядишь – и начал щенок проситься на улицу.

Человек сложнее собаки, а с собой вообще разбираться нелегко. Поэтому рекомендую использовать сложенную вдвое канцелярскую резинку (знаете, такие тоненькие, ими пачки денег оборачивают), надетую на запястье. Как почуял, что ноешь, – оттянул ее хорошенько и отпустил. На запястье кожа тонкая, много сеансов не потребуется. Если жалко себе делать больно, то можно лишать себя вкусненького, например. Главное – негативное подкрепление.

Главное – на период, когда борешься с собственным нытьем, лучше всего всех посторонних нытиков из своей жизни исключить. Психическое заражение, знаете ли.

И так уже от них, проклятых, никакого житья не стало. Ноют и ноют. И ведь не изменить ничего, никуда от них не деться. Это я так, для примера, поныл показательно.

http://www.psyh.ru/rubric/2/articles/1227
5  Обсуждение / Духовное развитие. Самопознание. / Re: Оптимизм - двигатель прогресса : 07.10.2012, 07:23:48
Что такое оптимизм7 И как его приручить?


Из отчета о Круглом столе «Алес» на тему «Оптимизм – двигатель прогресса».

«Все участники Круглого стола согласились с тем, что оптимизм – это движение вперед, постоянная работа над собой – над своими отклонениями, осознание и сброс лишнего материала. Умение смело расставаться  с прошлым. Умение объективно смотреть на происходящее и вовремя остановиться. Оптимизм – энергия самой жизни, устремление и работа.
Не следует путать оптимизм и эйфорию.
Уделили внимание пессимизму и пессимистам. Пессимист – как воронка, пожирающая энергию других.
Оптимизм – это движение вперед и вверх, интерес к жизни.
Качество оптимизма связано с энергией Юпитера. Бог Юпитер – покровитель оптимистов.
Можно сказать, что оптимист – это человек, который не является энергетическим вампиром, с  уравновешенной логикой и интуицией, он гибок, умеет с юмором относиться к происходящему, у него существует равновесие между долгом и внутренней свободой, он обладает слышанием и способен творчески подходить к решению любых задач, встающих перед ним.
«Мы не можем не двигаться вперед, и это рождает волю и оптимизм (IV Постулат). Открытое знание помогает сознательно преодолевать все трудности Пути и находить оптимальное решение (II Постулат). Поиск источника, духа, из которого мы вышли (III Постулат), не может быть остановлен (I Постулат). Обладая свободной волей, поняв причины и недостатки своего положения, зная технику порождения и состав кармы, мы можем сознательно управлять процессами и «выплыть» из глубин отчаяния и забвения».
Е.И.Анопова «Закон или Открытая книга кармы».
http://www.ezoterik-ales.com/85-krugliestoliproshli.html
6  Обсуждение / Экология. Экотуризм. Защита окружающей среды. Международное экологичесоке сотрудничество. / Re: Экотуризм : 28.05.2012, 06:11:41
Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 № 2322-р утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения на период до 2020 года и план мероприятий по реализации по реализации указанной Концепции.

Целью Концепции является развитие системы ООПТ. В документе обозначены следующие задачи, которые необходимо решить:
•   продолжение формирования репрезентативной географической сети ООПТ, в первую очередь создание новых заповедников и национальных парков;
•   обеспечение эффективной системы охраны природных и историко-культурных комплексов и объектов на ООПТ;
•   развитие эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков в масштабах страны;
•   вовлечение ООПТ в развитие экологического туризма;
•   обеспечение востребованности научной продукции заповедников и национальных парков и результатов проводимого ими экологического мониторинга;
•   интегрирование ООПТ в сферу социально-экономического развития регионов;
•   повышение роли ООПТ в формировании позитивного международного имиджа России.
Необходимо отметить, что в последних документах, в том числе разрабатываемых законопроектах неоднократно затрагивалась тема развития экологичекого (познавательного) туризма. Развитие познавательного туризма выделено в Концепции как одно из основных направлений развития системы ООПТ (п.10 раздел IV). В рамках данного направления планируется в том числе:
•   провести оценку предельно допустимых нагрузок и определить пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы;
•   создать инфраструктуру для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения инвесторов;
•   разработать серию типовых проектов элементов туристической инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.) под единым брендом;
•   содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.).

Постановление полностью можно прочитать здесь – http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70016598/

Согласно Концепции, в 2012 году планируется:

1) создание двух заповедников
- Ингермаландского в Ленинградской области
- "Шайтан-Тау" в Оренбургской области

2) шести национальных парков:
- Земля леопарда (Приморский край),
- Ладожские шхеры (Республика Карелия),
- Онежское поморье (Архангельская область),
- Чикой (Забайкальский край),
- Шантарские острова (Хабаровский край).

К 2012 году, видимо, также следует отнести образование национального парка "Беренгия" (Чукотский автономный округ), указанного в Концепции 2011-ым годом...

В 2013 году планируется создать заповедник "Васюганский" (Томская и Новосибирская области), а также нацпарк "Сенгилеевские горы" в Ульяновской области.

На 2014 год намечено образование заповедника "Барабинский" в Новосибирской области и трех национальных парков - "Атарская Лука" (Кировская область), "Придеснянский" (Брянская область) и "Зигальга" (Челябинская область).

Заповедник "Белоозерский" в Тюменской области планируется организовать в 2015 году вместе с нацпарками "Курганский" (Курганская область), "Ленские Столбы" (Республика Саха (Якутия)) и Хибины (Мурманская область).

На 2016 год назначено создание заповедника Джидинский в Бурятии и национальных парков "Кодар" (Забайкальский край), Токинско-Становой (Амурская область), Койгородский (Республика Коми).

В 2017 году планируется создание Саратовского степного заповедника в Саратовской области, а также национальных парков "Горная Колывань" и "Тогул" в Алтайском крае.

В 2018 году - Среднекурильского заповедника в Сахалинской области и Самурского нацпарка в Дагестане.

В 2019 году - заповедника "Степной" в Омской области и Центрально-Чукотского национального парка в Чукотском автономном округе.

На 2020 год запланировано создание двух заповедников - "Большое Токко" и "Медвежьи острова" (Республика Саха (Якутия)).

Из заказников федерального значения в планах до 2020 года всего три:
- Долина дзерена (Забайкальский край),
- Позарым (Республика Хакасия)
- Бикин (Приморский край). Год создания всех трех, видимо, 2012-ый.

Также в 2012 году предполагается расширить территории следующих заповедников:
- Сихотэ-Алинский (Приморский край),
- Северо-Осетинский (Республика Северная Осетия-Алания),
- Астраханский (Астраханская область),
- Тебердинский (Республика Карачаево-Черкессия),
- Дагестанский (Республика Дагестан),
- Хоперский (Воронежская область),
- Кавказский (Краснодарский край, Республика Адыгея).

В 2013 году планируется расширить заповедник "Бастак" (Еврейская Автономная область).
В 2015 - заповедник Баргузинский (Республика Бурятия).
В 2016 - заповедник Сохондинский (Забайкальский край).

http://oopt.info/index.php?news=277
7  Обсуждение / История. Культура. Традиции. Наследие. / Re: Культура среды обитания. Мусор : 28.05.2012, 05:56:27
Люди тоже ищут выход и находят.

Утилизация с умом

Из твердых бытовых и промышленных отходов можно создавать прекрасные строительные материалы.
Ежедневно на свалки вывозят тонны бытовых и производственных отходов. Среди них битые бутылки, разноцветное стекло, посуда, обломки кирпича, затвердевшего цемента и других строительных материалов. Обычно всё это так и остаётся погребенным под грудами прочего мусора.

Такое ведение хозяйства посчитали слишком расточительным в московском Научно-исследовательском центре «Экология и промышленная энерготехнология» при Институте высоких температур РАН. Помимо разработки математических методов расчета теплообмена, позволяющих определять время эвакуации людей и огнестойкость конструкций пи пожаре, они занимаются переработкой твердых бытовых и промышленных отходов, которые дополняют песком и специальными связующими, получая новые строительные материалы. На предприятии «ТЭМП-21» совместно с сотрудниками НИЦ разработан модуль для изготовления различных облицовочных плит.

Получается прекрасный отделочный материал для наружных и внутренних стен жилых и служебных зданий, декоративных сооружений – бассейнов, фонтанов, аллеи, пешеходные дорожки. Из бывших отходов по заказам оформителей изготавливают мозаичные панно, витражи, изразцы, картины, даже иконы.

Сырьем для этой технологии служит любой стеклобой и кремнеземистые отходы. Декоративно-облицовочные плиты обходятся гораздо дешевле традиционных строительных материалов (керамическая и мраморная плитка, керамический гранит и т.п.), а по свойствам они близки к гранитным и мраморным. Стоит отметить, что новые материалы не содержат вредных и опасных для здоровья веществ. Облицовочные материалы могут крепиться на цементный раствор, поскольку их коэффициент теплового расширения близок к коэффициенту теплового расширения бетона.

И последнее: хорошо бы всё-таки научиться сортировать мусор!

http://www.nkj.ru/news/20471/

8  Обсуждение / История. Культура. Традиции. Наследие. / Re: Музеи-заповедники и музеи-усадьбы: вчера, сегодня, завтра : 28.05.2012, 05:45:38
Постановлением N 12-ПП от 24 января 2012 г.  Правительства Москвы приняло  ПОЛОЖЕНИЕ о предоставлении в аренду объектов культурного наследия города Москвы, находящихся в неудовлетворительном состоянии

2. Порядок предоставления объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в аренду

2.1 Объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии, предоставляется в аренду по решению Департамента имущества города Москвы на срок 49 лет.

2.2. Предоставление объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в аренду осуществляется по ставке арендной платы не ниже рыночной, определенной независимым ценщиком в соответствии с положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

2.3. Ремонтные и реставрационные работы на объекте культурного наследия, находящемся в неудовлетворительном состоянии, проводятся в составе, порядке и сроки, предусмотренные охранным обязательством, оформленным Департаментом культурного наследия города Москвы.
Срок ремонтных и реставрационных работ не может превышать 5 лет. Продление указанного срока допускается не более чем на 1 год с взиманием штрафных санкций в размере, равном сумме полугодовой арендной платы, установленной договором.

2.4. Подтверждением приемки ремонтных и реставрационных работ является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и/или акт комиссии о приемке работ по сохранению объекта культурного наследия, оформляемые Департаментом культурного наследия города Москвы.

2.5. После подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и/или акта комиссии о приемке работ по сохранению объекта культурного наследия, оформляемых Департаментом культурного наследия города Москвы, арендатор имеет право обратиться в Департамент имущества города Москвы об установлении минимальной ставки годовой арендной платы в размере 1 рубль за квадратный метр площади объекта в год на весь последующий период до окончания срока действия договора аренды.
Указанная минимальная ставка годовой арендной платы устанавливается арендатору с момента поступления в Департамент имущества города Москвы заявления арендатора с приложением оригиналов либо нотариально заверенных копий документов, указанных в пункте 2.4 настоящего Положения.
Соответствующее условие о порядке установления минимальной ставки арендной платы предусматривается в договоре аренды при его заключении.
В договоре аренды объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, предусматриваются условия прекращения применения минимальной ставки арендной платы в случае нарушения арендатором охранного обязательства, а также условия ее возвращения в случае устранения соответствующих нарушений.

2.6. Понижение ставки арендной платы за пользование объектом культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, за исключением случаев, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, не допускается.

2.7. В договоре аренды объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, предусматривается право Департамента имущества города Москвы на расторжение в одностороннем порядке договора аренды в случае нарушения условий охранного обязательства, в том числе в части нарушения сроков проведения ремонтных и реставрационных работ как в целом по объекту, так и отдельных этапов работ.
9  Обсуждение / История. Культура. Традиции. Наследие. / Re: Культура среды обитания. Мусор : 28.05.2012, 05:17:19
Природа ищет выход и находит.

МУСОРОЯДНЫЕ: ПОГЛОТИТЕЛИ ПЛАСТИКА
   
В джунглях Южной Америки обнаружены грибы, обожающие поглощать пластик. Возможно, именно они спасут человечество от смерти под горами накопленного и неразлагающегося в природе мусора.
      
Говоря более точно, речь идет о полиуретанах, полимерах весьма разнообразных свойств, находящих широчайшее применение в промышленности и хозяйстве. Из них изготавливают клеи и детали, подошвы, мебель, имплантаты и изоляторы – и все, исчерпав срок службы, оказывается на свалке. Здесь же полиуретан остается надолго, практически не разлагаясь в естественных условиях. Разве только на него накинутся грибы, обнаруженные недавно в джунглях Амазонии.

Этот регион известен, как место обитания самого большого и разнообразного биоценоза на планете, и до сих пор в этих влажных лесах обнаруживается огромное количество ранее неизвестных живых существ. Изучению его посвящена и работа экспедиции Rainforest Expedition and Laboratory, которая ежегодно совершает путешествие из США в одну из стран Южной Америки и возвращается обратно со все новыми находками.

Последняя поездка состоялась в Эквадор. Большой командой студентов и ученых руководил профессор Скотт Стробель (Scott Strobel), и самой шумной их находкой оказался неприметный микроскопический грибок Pestalotiopsis microspora . Судя по данным исследователей, он стал первым известным организмом, способным спокойно себя чувствовать на диете, состоящей из одного лишь полиуретана – и более того, делать это даже в анаэробных условиях, то есть при отсутствии кислорода. Это значит, что гриб будет «работать» даже глубоко под землей или в завалах свалок, где «запасов» полиуретана хватит на много поколений.

Ученые уже успели выявить фермент, наделяющий грибок такими «сверхспособностями» и позволяющий ему расщеплять весьма устойчивый химически пластик. Теперь требуется дальнейшее изучение и самого микроба, и его волшебного белка. И возможно, в будущем для утилизации отходов будут использоваться ферментеры, в которых пластик будет быстро утилизироваться не знающими устали грибами – или просто их ферментами.

По публикации Co.Exist    http://www.popmech.ru/article/10810-musoroyadnyie/
10  Обсуждение / Образование. Воспитание. Патриотизм. / Re: Патриотизм : 29.04.2012, 10:32:00
Утечка мозгов приняла катастрофические размеры (Лучших людей России изолируют от общества)

В последние годы утечка мозгов из России приняла катастрофические размеры. О том, почему россияне покидают Родину и как можно их остановить, корреспонденту "Утра" Екатерине ТРОФИМОВОЙ рассказал руководитель исследовательской группы "ЦИРКОН" Игорь Задорин.

"Утро": Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, 11% россиян собираются эмигрировать. Достаточно внушительная цифра для того, чтобы всерьез задуматься над проблемой.

Игорь Задорин: Надо понимать, что декларация намерений в рамках опроса всегда отличается от реального поведения. Вот, например, "Левада-центр" с 1993 г. регулярно проводит исследование протестного поведения населения и задает вопрос: если бы там, где вы живете, произошли акции протеста, приняли бы вы в них участие? В среднем, порядка 20% респондентов говорят "да" (в середине 1990-х гг. этот показатель доходил до 50%, в 2000-е гг. иногда был 10% – 15%). Но на вопрос "принимали ли вы за последний год участие в каких-либо акциях протеста" утвердительные ответы составляют около 1% – 2% (на самом деле и того меньше). И, если говорить про эмиграцию, у меня есть основания полагать, что здесь точно такая же разница.

"Утро": Да, но если для реального участия в демонстрации достаточно желания, то в случае с эмиграцией многие люди и рады бы уехать, но не могут.

И.З.: Вот именно! Тут есть существенные ограничивающие факторы, которые эту декларацию намерения низводят до нуля, барьеры, которые человек в принципе никогда не сможет преодолеть – язык, деньги, трудоустройство и т.д. Поэтому когда респондент говорит "да, я уеду" - это зачастую есть декларация неудовлетворенности текущей жизнью, которую он таким образом фиксирует, а не конкретные планы.

"Утро": И все же число людей, которые переходят от деклараций к реальным действиям, в последнее время растет. Почему россияне уезжают из России?

И.З.: Обычно, когда говорят, что главная причина эмиграции – неудовлетворенность нынешней жизнью, имеют в виду экономическую составляющую. И, скажем, для таджиков или молдаван трудовая миграция, пожалуй, и есть главный мотив, просто потому, что у них на родине нет работы. Остальные факторы уже не имеют значения. Но в России сейчас, мне кажется, отъезд больше связан с социокультурной неудовлетворенностью. Главным является несоответствие окружающей действительности тем идеальным картинкам, которые сидят в человеке на уровне ценностей. И важными мотивами для эмиграции становятся не экономические проблемы, а социальный дискомфорт, не собственная личная неустроенность, а неустроенность окружающей жизни, которая мешает наслаждаться собственной устроенностью. Иными словами, уезжают не по причине низкого уровня жизни, а по причине плохого качества жизни. Например, вокруг грязно, люди все злые. А человек съездил за рубеж, увидел, как там чисто, какой порядок, все приветливы. Кажется, что это мелочь. Но сейчас это принципиальный вопрос для многих. Не случайно на рынке недвижимости раньше требования к жилью были сугубо утилитарные (площадь, планировка), а сегодня на первый план выходят вопросы "что будет вокруг", и "с кем я рядом буду жить". И во многом эмиграция связана с невозможностью изменить этот контекст своей жизни. То есть человек может собственную жизнь довести до приемлемого для него уровня – хорошая работа, достаточно денег, а вокруг - важные вещи, которые его категорически не устраивают, но на которые он повлиять не может или не хочет.
Эмиграционные потоки увеличились еще и потому, что эмигрировать стало легче. Вокруг довольно много людей, которые имеют опыт зарубежной жизни, могут что-то рассказать. Сами отъезжающие успели поездить по миру, представляют, как все устроено в других странах. У многих есть знакомые, которые там могут принять. Возникает куча вариантов временных, компромиссных – можно попробовать. Можно переехать и не менять гражданство. Такие промежуточные варианты облегчают само решение. Оно не является таким уж судьбоносным вопросом, как было раньше. Эмиграция потеряла свою необратимость, всегда можно вернуться. И это облегчает отъезд. В некотором смысле это даже хорошо, потому что можно говорить о том, что человек не эмигрирует, а мигрирует, становится более мобильным профессионально и
социально.

"Утро": А разве эмиграция не отличается от миграции как раз сменой гражданства?

И.З.: Да, такой рубикон остался. Хотя сейчас активно развивается институт двойного гражданства, "полугражданства" - "вида на жительство". И здесь тоже появляются некоторые облегчения. Саму по себе мобильность в известной степени можно приветствовать. На каждом этапе жизни человек может находить для себя какой-то адекватный контекст. Он, кстати, может меняться. В какой-то момент времени лучше жить в большом городе, а в какой-то – в тихом пригороде. Очень правильно было бы развивать внутри России такую мобильность. Она бы серьезно снизила эмиграционные намерения, если бы люди увидели больше возможностей найти что-то подходящее в своей стране.

"Утро": Есть мнение, что покидают страну экономически активные, успешные граждане, которые в развитых странах сразу покупают квартиры, открывают свои фирмы или получают хорошие рабочие места в крупных компаниях. Так ли это?

И.З.: Из любой страны, не важно, из Молдовы в Россию или из России в США, уезжают, как правило, наиболее активные, энергичные и предприимчивые. И любая страна с большим оттоком населения попадает в миграционную воронку с положительной обратной связью. Каждый условно "хороший" человек, уехавший откуда-то по причине неудовлетворенности социально-бытовым (культурным) контекстом, своим отъездом ухудшает ситуацию для остающихся, поскольку выбывает из их окружения, и оно становится еще более тяжелым и депрессивным, провоцируя к отъезду других. Не случайно тезис "пора валить" был распространен в прошлом году, в основном, среди так называемой либерально-демократической общественности. Это та самая социокультурная группа, которая больше всего потеряла "своих людей" в предыдущие годы. Поэтому в этой среде эта самая неудовлетворенность увеличилась. И эмиграционная воронка еще будет некоторое время работать и усиливать тенденции, для страны очевидно негативные. Хотя численность населения уменьшается уже не так быстро, но серьезно изменяется его качественный состав. Уезжают наиболее плодотворные в любом смысле люди. И они замещаются лучшими людьми из Таджикистана и Киргизии. Но я сомневаюсь, что этот "обмен" остающиеся жители России признают равноценным.
Замечу, что исследования ВЦИОМ, на которые вы ссылаетесь, касаются всего населения. А если посмотреть на ключевые группы, ситуация еще хуже и даже катастрофичнее. Мы недавно провели вместе с Московским городским психолого-педагогическим университетом исследование, связанное с проблематикой одаренных детей. Среди прочего у нас был массовый опрос старшеклассников самых элитных московских школ. Так вот там уже 63% тех, кто как минимум на учебу, а как максимум на постоянное местожительство собирается поехать в другие страны. Это уже не 11% всего населения, а две трети будущей элиты страны, цвета нации. У этих людей вообще никаких проблем с самореализацией за рубежом не будет. И они действительно могут уехать с большой вероятностью.

"Утро": Что может сделать государство, чтобы их остановить?

И.З.: Вот почему вы сразу про государство? Если мы говорим, что люди уезжают потому, что общественный климат им не нравится, то государство с этой проблемой явно не совладает. Тут общество в целом должно для себя осознать, что каждый талантливый, активный, просто добрый и работящий человек – это ценность для всех, и если он уедет, то плохо будет всем оставшимся. У нас же пока наоборот - со всех сторон доносится "пора валить", как будто специально подталкивают людей к отъезду.
А если уж говорить про государство, то оно должно создавать особые места, в которых могли бы концентрироваться лучшие люди, в известной степени стараться "эвакуировать" их туда из негативной, депрессивной среды.

"Утро": Что-то типа наукоградов времен СССР?

И.З.: Да. Кстати, проекты типа Сколково – изначально движение в данном направлении. Это, возможно, временная мера, со своими недостатками. Выдергивая креативных, социально активных людей из прежней среды, мы, конечно, ухудшаем ситуацию там, где они раньше были. И контекст вокруг "оазисов креативности" может стать более агрессивным. В России всегда, если где-то огородить и сделать хорошо, то остальным это встанет поперек горла. Эти проблемы тоже придется решать. Но в любом случае лучшие люди все же останутся в стране, если это действительно важно. А мне кажется, что это важно.
Вместе с тем не стоит придавать большого значения физическому месту локализации активности. Современному человеку это уже не так принципиально – он со всем миром связан, где бы ни жил. Прежде всего, надо давать возможность реализации в престижных, имеющих большой символический капитал проектах, чтобы человек чувствовал себя приобщенным к чему-то важному – большим стройкам, великим достижениям. Конечно, порой надо дать возможность молодому человеку уехать из депрессивного поселка, но не за рубеж, а на строительство нового чуда-города. К сожалению, сейчас в культуру внесено негативное отношение к пафосным вещам, высоким целям. На первый план вышло сиюминутное, приземленное, местечковое. Это подрывает мотивацию тех, кто мог бы сделать больше. У нас как-то исчезли масштабные проекты типа БАМа, освоения Сибири, космоса. Что у нас задач таких нет что ли? Есть. Но как-то стыдно и неприлично стало говорить о великом. Это неправильно. Надо искать "точки сборки", где действительно делается история страны.

"Утро": Можно ли сказать, что современная эмиграция является своего рода формой протеста?

И.З.: Многие эксперты проблему эмиграции связывают с политической ситуацией. Мне кажется, значение этого мотива преувеличивается как по числу людей, которые им руководствуются, так и по действительной значимости среди других мотивов. Я вполне допускаю, что для очень многих людей неприятие политической ситуации фактически переходит в физиологическое неприятие. Но это, скорее, подтверждает тезис о важности культурной позиции, когда социальный контекст категорически неприемлем как несоответствующий идеалу. Все-таки у многих разочарование сейчас возникает не потому, что власть чего-то не дала или сделала не так, а в связи с осознанием, что эта власть опирается на очень большое число людей, которые также не согласны с оппозицией и также не поддерживают те идеалы, которые исповедуют протестующие. И вот это ощущение, что ты живешь в стране, где твои культурные ценности не воспринимаются как всеобщие или хотя бы приемлемые, будет больше угнетать, чем нерадивая власть. И большинство будет уезжать по причине неприятного общества, а не неприятной власти. Поскольку взаимодействие с властью можно как-то минимизировать, а взаимодействие с обществом – нет. Тут всегда три пути: или адаптируешься (свыкаешься), или уезжаешь, или все-таки начинаешь его менять. Надеюсь, что все больше наших граждан бегству от неприятной действительности будут предпочитать ее активное изменение.

http://www.utro.ru/articles/2012/04/28/1043649.shtml
11  Обсуждение / О разном / Re: Мы смеемся... : 22.04.2012, 01:06:59
Правила хорошего тона начала 18 века.

Указ о достоинстве гостевом на ассамблее быть имеющем

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Рыси издревле почётна есть.
9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.
13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.
15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.
За сим, с Богом, вперёд!!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

Государь всея Руси Пётр Первый
С.-Петербург 1703 г.
12  Обсуждение / История. Культура. Традиции. Наследие. / Re: Культура среды обитания. Мусор : 14.03.2012, 10:09:51
Мы намусорили не только на Земле, но и в космосе. И теперь решаем как же его убрать, мусор в космосе?
Спасибо солнечной активности - в 2011 году количество мусора на орбите значительно уменьшилось и без вмешательства человека. Но лучшие умы ищут пути очистки близлежащих просторов.

Космическая Одиссея: дворники во Вселенной

Группа исследователей из Федеральной Политехнической школы Лозанны (EPFL) намерена решить давно наболевшую проблему космического мусора радикальным образом. Ученые планируют построить спутники, которые станут очищать околоземное пространство от брошенных фрагментов аппаратов. Космические дворники могут быть запущены в производство через пару лет.

По подсчетам EPFL, сейчас на околоземных орбитах находится около 19 тысяч объектов искусственного происхождения диаметром более 10 сантиметров, около 600 тысяч объектов диаметром более одного сантиметра, а также сотни миллионов мелких частиц, скорость которых составляет несколько километров в секунду. В основном это обломки и фрагменты отработавших свое космических аппаратов, например, спутников и ракет-носителей.

Из-за высокой кинетической энергии фрагментов это может серьезно мешать функционированию ныне действующих спутников. Кроме того, некоторые объекты могут обладать токсичными или радиоактивными свойствами, и теоретически они могут упасть на Землю.

На сегодняшний день по-настоящему действенных мер защиты от крупного космического мусора практически не существует. Все сводится в основном к профилактическому мониторингу фрагментов отработанной аппаратуры в пределах околоземного пространства. Правда, по словам специалистов НАСА, в 2011 году мусора на орбите значительно поубавилось благодаря увеличению солнечной активности. Дело в том, что в период солнечного максимума вспышки на Солнце и корональные выбросы массы происходят с более высокой частотой, отчего внешние слои земной атмосферы приходят в возбуждение, и оболочка планеты расширяется.

Поднимающиеся газы замедляют скорость вращения космического мусора, и он, оказавшись в более протяженных слоях атмосферы, в конце концов полностью или частично сгорает… Однако после 2013 года, когда солнечная активность пойдет на убыль, количество мусора на орбите, вероятно, вновь начнет увеличиваться.

Эффективный способ решения проблемы швейцарские эксперты видят в запуске на орбиту специальных спутников-уборщиков. Ими были предложены два варианта подобных технологий. В первой версии спутник захватывает частицы мусора и тащит их в верхние слои атмосферы, где мусор сгорает вместе с уборщиком. Во втором случае спутник сбрасывает мусор в атмосферу, но при этом не уничтожается, а остается на орбите.
Скорее всего, предпочтение будет отдано первому варианту, так как он проще и дешевле. К тому же, в варианте номер два "дворник" после выполнения своей задачи сам превращается в мусор, подлежащий утилизации… Другое дело, если и "дворник", и мусор будут физически уничтожены. Такой расклад устроит всех.

Потенциальный космический дворник-"камикадзе" уже получил название — CleanSpace One. В проекте он обладает компактными размерами — 30×10×10 сантиметров и оснащен ионными двигателями, высокоточной системой навигации и, наконец, устройством для захвата, способным надежно удерживать небольшие объекты во время схода с орбиты.

Предполагается, что спутник будет при помощи навигационной системы выходить на орбиту объекта, подлежащего утилизации, приближаться к нему и захватывать манипулятором. Затем с помощью ионных двигателей будет произведена стабилизация объекта. И, наконец, на последнем этапе аппарат вместе с мусором будет удален с орбиты, после чего оба объекта сгорят в плотных слоях атмосферы.

Проект обойдется почти в 11 миллионов долларов. Планируется, что в 2015–2016 годах CleanSpace One будет испытан на одном из двух завершивших свою миссию наноспутников — Swisscube или TIsat. Наиболее сложную задачу, учитывая высокую скорость движения "дворников", а также возможное хаотическое вращение орбитальных объектов, представляет собой разработка системы автоматического сближения и захвата мусора.
Ведь, если "дворниками" можно управлять, то спрогнозировать "поведение" болтающихся по орбите неконтролируемых фрагментов будет не так легко. Если испытания пройдут благополучно, то, возможно, в дальнейшем такие "уборщики" станут постоянно использоваться при запуске на орбиту космических аппаратов.
Правда, таким образом один спутник сможет уничтожить всего одну единицу мусора, пусть и крупных размеров. Так что проект обойдется не так уж и дешево.

http://www.pravda.ru/science/planet/space/24-02-2012/1108966-cleanspace_one-0/#
13  Обсуждение / История. Культура. Традиции. Наследие. / Re: 2012 год - год Российской истории : 16.02.2012, 02:16:37
В.А. Трифонов   СПАСЕНИЕ ДОЛЬМЕНА «КОЛИХО» (продолжение)

Причастность к открытию обострила чувство профессиональной ответственности у всех без исключения сотрудников экспедиции. Каждый отдавал себе отчет: все, что мы проглядим и не зафиксируем – будет утрачено навсегда. И без того тщательная фиксация стала предметом экспедиционного культа. Внутри дольмена, скорчившись на подвесных скамейках, могли работать только два человека. Аккуратность требовала времени, и скорость разборки костного завала упала до минимальной. Сначала кости расчищали на максимальную глубину по всей площади камеры, затем фотографировали, вычерчивали, нумеровали каждый фрагмент, измеряли глубину залегания и только потом вынимали, с тем, чтобы вымыть, высушить, зашифровать, описать и упаковать. И так слой за слоем почти на метровую глубину – тысячи фрагментов костей.

Внимание к количеству, составу и взаимному расположению костей позволили сделать ряд бесценных для нас наблюдений. Оказалось, что кости лежат в дольмене далеко не так хаотично, как это могло показаться на первый взгляд. Значительная часть останков сохранила прижизненые, антропологически правильные сочленения. Можно было четко проследить ненарушенные суставы костей рук, ног и грудной клетки – вот только взаимное расположение частей тел было абсолютно ненормальным. Ни одно тело не сохранило своей первоначальной целостности, а взаимное расположение их фрагментов не оставляло сомнений в том, что полуразложившиеся трупы неоднократно перемещали внутри камеры, абсолютно не заботясь о том, какое место и положение они займут. Главной целью этих перемещений было освобождение дополнительного места для очередного покойника в тесном пространстве погребальной камеры. В первую очередь стремились растолкать по дальним углам самые громоздкие и прочные кости – черепа. Вот почему их больше всего у задней и боковых стен, причем лежат они там в несколько ярусов и без нижних челюстей. Похоже, что такое расположение черепов, эпизодически отмеченное и в других раскопанных дольменах, стало причиной давно бытующего, но лишенного оснований, легендарного мнения об усаженных вдоль дольменных стен покойниках. Бесцеремонно отодвигая полусгнившие тела к задней стене, где они заполнили камеру почти до потолка, соплеменники умерших сохраняли свободной переднюю часть камеры, доступность которой определял уровень входного отверстия в фасадной плите, - а это всего 30 см от пола – как раз для одного покойника … Какую ему придавали позу, прежде чем истлевшие останки отодвигали, освобождая площадь для очередного мертвого тела, - так и осталось неясным. Скелеты последних погребенных были разрушены оползнем, который снес крышу дольмена. Можно только отметить, что для вытянутого положения на спине там просто не было места.

Внимательно осматривая сохранившиеся сочленения костей, довольно быстро заметили, что при сохранности суставов, углы сгибов между сопряженными костями (будь это руки или ноги) оказывались значительно меньше тех, какие можно придать «телу во плоти». То же самое касалось и расстояний между согнутыми в коленях ногами – кости голеней и бедер лежали почти параллельно друг другу, без намека на присутствие нормального количества мягких тканей в тот момент, когда телам была придана эта неестественная поза. Теряясь в догадках относительно причин этого явления, достигли самого нижнего яруса костей, среди которых, почти на полу дольмена расчистили череп одного из самых первых погребенных. У него на месте оказалась не только нижняя челюсть, но и обнаружилось нечто исключительное – в левую глазницу был вставлен большой комок алой охры. Если это было сделано не при его жизни, и он не был «Терминатором», как его тут же окрестили студенты, то выходило, что эта голова и принадлежащее ей тело попали в дольмен уже утратив часть тканей, но еще сохраняя связки. Все было похоже на то, что это тело, как и те, которым была придана «неестественная» поза, подверглись естественной мумификации, до того как быть отправленными в дольмен. Происходить это могло примерно так, как в XVII веке описали «воздушные» захоронения у абхазов монах-доминиканец Джованни Лука и турецкий путешественник Эвлия Челеби. Если дольменный погребальный обряд действительно проходил в несколько этапов, растянувшихся на год или дольше - это могло бы объяснить и его другие особенности. Например, почему отверстие в фасадной плите дольменов не бывает меньше 20 см, или от чего в дольменах находят так мало погребальных даров. Личные вещи умерших, ритуальный инвентарь, напутственная пища, как и следы погребальных пиров могли находиться там, где проходила первая, а не последняя фаза обряда, т.е. не в дольмене, а, например, в священной роще, на деревьях которой какое-то время и висели покойники, уложенные в колоду или завернутые в бычью шкуру. Снятое с деревьев, мумифицированное, полуразложившееся тело, самой громоздкой частью которого становилась голова, затем переносилось на дольменное кладбище и помещалось в погребальную камеру через отверстие в фасадной плите, размер которого как раз и не мог быть меньше 20 см, что чуть больше среднего продольного размера человеческого черепа. Это вовсе не значит, что дольменный обряд повсеместно и на протяжении всего существования этой культуры был именно таким, но здесь - на Колихо - многое указывало на подобный сценарий.

Было невозможно ответить немедленно на все вопросы, которые возникали по ходу раскопок – требовались многочисленные лабораторные анализы. Удовольствие доставляла сама возможность их сделать. Антропологический анализ должен дать ответ о половозрастном составе погребенных и их физических кондициях; анализ ДНК – о популяционной принадлежности и родственных связях; изотопный – о предпочтениях в диете, географическом происхождении, абсолютном возрасте и продолжительности использования дольмена как коллективного склепа. Все вместе открывало широкие перспективы в изучении культуры людей, строивших дольмены.

Все это будет потом, а тогда - летом 2008 года - шла четвертая неделя рутинной работы без выходных по расчистке дольмена и окружавшей ее насыпи. Жара стояла такая, что местные коровы отказывались днем пастись, а наши студенты - обедать. Промывка грунта из погребальной камеры - по экспедиционной классификации - самая грязная работа, - стала самой востребованной. Одна радость – уровень воды в реке упал, и в дольмене немного подсохла грязь. Начали расчистку нижних горизонтов костей в передней части камеры. В левом углу под мелкими фрагментами костей появилась поверхность тонкой каменной плитки, которую сначала приняли за отслоившийся фрагмент дольменной стены, сделанной из похожего по цвету и фактуре слоистого песчаника. Однако, чем меньше на плитке оставалось голубоватой глины, тем яснее проступал ее круглый, аккуратно оббитый контур. Сомнений не было – предмет рукотворный. Это был каменный диск диаметром 27 см и толщиной около 8 мм с одним единственным выступом длиной около 3 см. Ничего подобного прежде мы не видели.

К этому времени в дольмене нашли пару небольших орнаментированных горшочков и бронзовый наконечник дротика, который мог оказаться не заупокойным даром, а причиной смерти одного из погребенных, но в отличие от них, диск завораживал своей нетривиальностью. Через несколько минут за стенами дольмена собралась почти вся экспедиция, и, перегибаясь, каждый старался разглядеть таинственную находку. Вызов нашему опыту и знаниям был принят – посыпались одно предположение за другим. Пока спорили, солнце подсушило поверхность диска, и Михаил (оператор группы ростовских кинодокументалистов) заметил, что на ней проступило изображение звездочки, а затем, по мере высыхания, - полумесяца и еще каких-то прочерченных «каракулей». Это было уже за пределами нашего воображения. Стоило труда успокоиться и вернуться к обычной работе. После того, как все было зафиксировано, решили диск снять – всех интересовало, как выглядит его обратная сторона. Этот момент, который тогда казался нам «историческим», запечатлели кинохроникеры, снимавшие большой фильм о дольменах. Благодаря этим симпатичным, образованным и настырным ребятам, каждый, кто хочет, может теперь увидеть все своими глазами (http://www.youtube.com/watch?v=awDcVprkNZI). Вид обратной стороны диска нас разочаровал – кроме ржавых пятен от мелкой гальки, на которой он лежал, никто ничего не заметил. Заметили намного позже – уже в фотолаборатории Эрмитажа, когда главный фотограф музея Владимир Теребенин поставил специальное освещение. По периметру диска стали отчетливо видны расположенные через равные интервалы риски, больше всего похожие на градуировку измерительного прибора. Форма диска, «астральная» символика на одной стороне и градуировка на другой, наводили на мысль, что предмет мог быть инструментом для астрономических наблюдений и астральных гаданий. Мы назвали его «астролябией из Колихо», положив начало списка возможных интерпретаций этой удивительной находки.

Полную расчистку дольмена и большей части насыпи завершили в начале сентября. Жару сменили ливни, и уровень воды в реке начал неумолимо повышаться. Оставить дольмен на произвол судьбы мы не могли. Да не для этого и раскапывали, чтобы забрав содержимое, бросить погибать в реке. Еще до начала работ было ясно, что дольмен нужно перенести в безопасное место, вот только где это место,- окончательно не решили. Для временного хранения безотказный Дамир предло жил свой дачный участок на окраине Агуй-Шапсуга. Так и решили.

Демонтаж дольмена назначили на 9 сентября. С утра шел дождь и полной уверенности, что небольшой японский грузовичок с манипулятором сможет пробраться к месту раскопок, не было. В полдень, когда тучи опустились ниже окрестных гор, из тумана вынырнул уазик Дамира, а за ним белый грузовик со стрелой. С третьей попытки машине удалось максимально приблизиться к дольмену, устойчиво встать и развернуть стрелу. Теперь все зависело от мастерства Аскера – владельца, водителя и крановщика одновременно. Завели стропы за ближайший контрфорс, Аскер добавил газу, и вот уже плита в воздухе. В кузове машины ее принимал Женя Черленок – преподаватель кафедры археологии СПбГУ, действующий тогда как дипломированный стропальщик. За первым контрфорсом погрузили остальные три, а потом - плиты стен. Проблемы возникли с массивными плитами пола. Они буквально влипли в глину. Дождь перешел в ливень, а ливень в град. Переливаясь через край искусственной запруды, в раскопе быстро прибывала вода. Аскер держался невозмутимо и готов был повторять попытки зацепить и вытащить плиты пола, казалось, до бесконечности. А вот мы дрогнули. Разыгравшаяся буря угрожала не только стоящему в русле реки груженому крану, но и экспедиционному лагерю, где хранились все находки под опекой всего одного человека. Решили отступиться и вывезти к Дамиру на участок уже погруженные плиты. Через час шторм улегся, но река вернулась в старое русло и окончательно затопила место, где стоял дольмен. Оставлять плиты пола навсегда затопленными мы не собирались, но и достать их немедленно уже не было сил.

Решили это сделать в следующем году, а заодно определиться с местом постоянного хранения дольмена.

Слух о том, что питерские археологи «выловили» дольмен из реки и ищут место, куда его можно было бы пристроить «на ПМЖ», быстро облетел коллег в разных городах. Многие откликнулись, но самые щедрые условия предложил Государственный исторический музей в Москве, где его директор и заведующая Отделом археологии быстро оценили уникальность находки и исключительность случая. Ведь дольмены, как и любые другие архитектурные памятники, являются неотъемлемой частью, если не сказать, душой культурного ландшафта, и вырвать их оттуда – значит погубить и ландшафт и памятник. Другое дело дольмен «Колихо». Он был обречен и его демонтаж с переносом в безопасное место – единственная возможность сохранить хотя бы часть памятника теперь уже с легендарной биографией.

План операции, а по-другому этот проект и не назовешь, разрабатывали совместно с Краснодарским управлением по охране памятников и Росохранкультурой. ГИМ взял на себя все обязательства по безопасной доставке дольмена из Агуй-Шапсуга в Москву, а нашей экспедиции оставалось только достать из реки оставшиеся плиты и составить опись.

4 сентября 2009 года начался финальный этап по спасению дольмена Колихо. Лагерь поставили на дачном участке Дамира, где к тому времени уже год хранились плиты от дольмена. Через день приехала группа сотрудников ГИМа вместе со стремительной Натальей Шишлиной – инициатором создания новаторской экспозиции дольмена прямо в зале музея. Все тут же завертелось. Пока мы с Аскером вылавливали и перевозили последние плиты, парни из ГИМа работали как заведенные, пакуя в огромные деревянные ящики дольменные плиты. Наконец все было готово и вечером, медленно маневрируя, к участку подъехала огромная фура. Аскер напоследок блеснул мастерством погрузки, а водитель Гена - терпением. Выходило, что он будет первым водителем, кто привезет дольмен в Москву. Провожать машину пришли местные жители. Жена Аскера напекла на дорогу лепешек с медом, смущенно добавив, что, мол, вы адыгскую историю изучаете, а вот лепешек адыгейских с медом еще не ели…

п. Агуй-Шапсуг, сентябрь 2009
http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=370408622971102&id=126013167434606

14  Обсуждение / История. Культура. Традиции. Наследие. / Re: 2012 год - год Российской истории : 16.02.2012, 02:11:09
140-летию Государственного исторического музея.

В.А. Трифонов   СПАСЕНИЕ ДОЛЬМЕНА «КОЛИХО»

Вечером 12 сентября 2007 года в лагерь петербургской археологической экспедиции, работавшей в то время в окрестностях Туапсе, пришел одетый в потертый камуфляж житель поселка Агуй-Шапсуг Дамир Мафагел и, избегая преувеличений, сдержанно сообщил, что в береговом обрыве реки Колихо после бурного весеннего паводка стали видны каменные плиты сооружения, больше всего похожего, по его мнению, на дольмен. Точность в описании деталей не оставляла сомнений в его правоте, а обстоятельства открытия давали серьезные основания надеяться, что дольмен оставался нетронутым с того самого момента, когда оползень перекрыл его почти трехметровым слоем земли и камней. Стоит ли говорить, что новость взволновала всех сотрудников экспедиции, готовых немедленно отправиться к памятнику – ведь непотревоженный грабителями дольмен – мечта многих археологов.

Утром следующего дня в лагерь прикатил армейский уазик, за рулем которого сидел Дамир – тот же камуфляж, та же деликатность и сдержанная вежливость уверенного в себе человека. Какой бы трудной не была дорога, - решили мы, - на такого, как Дамир, можно положиться… Сказать, что ехали быстро – ничего не сказать: по заваленному булыжниками полувысохшему руслу реки Дамир гнал так, что мы боялись вывалиться из открытой машины. К удовольствию большинства пассажиров экстремальная поездка заняла всего пятнадцать минут – дольмен оказался почти на окраине поселка, приблизительно в 300 метрах от крайних домов Агуй-Шапсуга - в том месте, где в Агой впадает его левый приток Колихо. На ходу Дамир объяснил, что с шапсугского «колихо» можно перевести как «место, где кормятся вóроны». Выходило красиво: Колихо - долина вóронов. И действительно, когда мы приехали, - над долиной кружили большие черные птицы – нам понравилось, Дамир не обращал внимания.
Разглядеть дольмен с середины реки было невозможно. Участок берегового обрушения скрывали свисающие почти до воды плети колючей ежевики и накренившиеся, подмытые водой кусты орешника. Как ни готовились к неожиданностям, - подошли ближе и ахнули: в просвете между листвой и водой можно было ясно разглядеть нижнюю часть дольмена – быстрый и прозрачный поток воды бежал почти вровень с нижним краем круглого отверстия в фасадной плите. Воды было по колено, и пол дольмена находился практически на одном уровне с речным дном. Но этого не могло быть при строительстве дольмена! Выходит, что случилось одно из двух: или дольмен сполз вместе с обрушившимся берегом, или уровень дна реки значительно поднялся после того, как дольмен уже был построен. Ответ хотелось найти немедленно, поэтому тут же приступили к осмотру всего, что могло подсказать правильное решение.

Сразу стало ясно, что дольмен довольно серьезно поврежден: оползень снес крышу и верхнюю половину фасадной плиты, а река полностью разрушила все, что находилось перед его входом. Были и хорошие новости: контрфорсы, подпиравшие боковые стены дольмена, и окружавшая его кладка из речных валунов, оставались на тех же местах, где они были установлены в древности, а это означало только одно – дольмен выдержал напор оползня и стоит там, где его и построили. При таком раскладе, изменение уровня дна реки становилось вполне правдоподобным объяснением происшедшего. Тут же на память пришли похожие случаи. За год до этого, всего в двух километрах от Колихо, - в долине Агоя, под слоем пятиметровых отложений был найден древний могильник и поселение того же времени, что и дольмены, а еще раньше – в 1981 году – известным кавказским краеведом Мадином Тешевым прямо в русле реки Псыбе была открыта мегалитическая гробница эпохи ранней бронзы. От Колихо до Псыбе примерно 40 километров и это означало, что природный катаклизм, вызвавший изменения уровня дна рек Западного Кавказа был далеко не локальным явлением. Судя по средневековым курганам, насыпанным поверх отложений, перекрывших дольмен, это случилось довольно давно, а вот когда именно – без раскопок и радиоуглеродного анализа сказать было нельзя.

Обмеры и топосъемка заняли остаток дня, и когда первое возбуждение от увиденного прошло, все задумались о дальнейшей судьбе памятника. Было ясно, что еще одного паводка дольмен может и не пережить, но и немедленно начинать раскопки мы не могли – не было ни средств, ни времени. Работа предстояла большая, и ее нельзя было начинать в преддверии дождливого сезона. Оставалось положиться на волю случая и отложить начало археологических раскопок до следующего лета. Скрепя сердце так и решили.

Прошел почти год и в июле – самом жарком и сухом месяце года, экспедиция вернулась на Колихо. Место для лагеря выбрали рядом с дольменом – в огромном ореховом саду, хозяин которого – веселый Мурад – помог найти ровную поляну в тени гигантских черкесских яблонь. Как только машина с экспедиционным оборудованием доползла до места будущего лагеря, часть особо нетерпеливых сотрудников отправилась взглянуть на дольмен. И хотя из телефонных звонков Дамира мы знали, что он выдержал очередной паводок, хотелось все увидеть своими глазами. Действительно, дольмену повезло и на этот раз – подмытые рекой два огромных ореховых куста образовали что-то вроде волнолома, за которым появилась относительно тихая заводь. Уровень воды был значительно ниже, чем годом раньше, но все равно выше пола дольмена сантиметров на десять. Как избавиться от этой воды мы не знали. Кто-то предложил отвести реку к другому берегу, но серьезно это обсуждать не стали – проект показался большинству фантастическим. Было ясно, что проблему подтопления дольмена рано или поздно придется решать, но в тот момент вернулись к обсуждению более насущной задачи – общему плану раскопок.

В состав экспедиции входили археологи Института истории материальной культуры Российской академии наук, Санкт-Петербургского Университета и Эрмитажа. Ударной рабочей силой были студенты исторического факультета СПбГУ, архитектурные обмеры и чертежи выполняла группа питерских архитекторов. Одним словом, было с кем посоветоваться и на кого положиться. План работ был простым по замыслу, но довольно трудоемким по исполнению. Решили заложить в береговом обрыве над дольменом раскоп общей площадью 100 кв.м и, постепенно опускаясь, добраться до погребальной камеры и поверхности окружающей ее насыпи. Это означало, что предстояло аккуратно разобрать и поднять на поверхность приблизительно 500 кубометров щебня, глины и песка. Обсуждать детали не стали, – за многие годы совместной работы каждый в экспедиции и так знал, что ему нужно делать.

Утром следующего дня лагерь разбудил рокот двигателя и лязг гусениц идущего по каменистому руслу реки трактора. Мысли промелькнули разные. Выскочив из палаток, все увидели у противоположного берега медленно шагающего Дамира и ползущий за ним бульдозер, который прокладывал для реки новое русло. То, о чем мы и просить бы не решились, Дамир преподнес как дружескую, совсем для него не обременительную услугу. Мы поняли, что приобрели в его лице волшебного покровителя. Через пару часов бульдозер закончил новое русло и перекрыл старое. А еще через полчаса уровень воды у дольмена упал ниже его пола.

В тот же день мы начали зачистку берега и разборку земляного балласта над дольменом. Где-то к полудню к раскопу пришла пожилая женщина, спросила чем мы занимаемся и дружески посоветовала бросить этот тяжелый и напрасный труд. «Никакой это не дольмен, а остатки старой мельницы», - рассказывала она, указывая на фасадную плиту. Еще девочкой была – помню, как вода отсюда бежала, и мельника, и как камнем он в меня здесь бросил за то, что обзывалась…». Уверенность в изложении деталей только на мгновение смутила нас, а вот в селе произошел раскол. Одни считали руины дольменом, в другие – старой мельницей. Мы оказались в центре внимания. Теперь раскопки должны не только спасти памятник, но и решить спор между сельчанами.

На разборку балласта ушло две недели. Сначала в раскопе появились верхние торцы боковых плит, а за ними и верхний край задней плиты. От крыши не сохранилось ни одного обломка. Как только опустились чуть ниже верхнего края задней плиты – тут же появились первые человеческие кости, - сначала небольшие фрагменты, потом крупные обломки и, наконец, целые кости рук и ног. С каждым сантиметром снятой земли плотность залегания костей становилась все выше и выше, пока заполнение не превратилась в сплошную массу костных останков. Еще несколько сантиметров вниз – и появились первые черепа. Их количество в тесном пространстве камеры обескураживало. Двадцать, тридцать…, шестьдесят с лишним в несколько ярусов по всей площади! Не оставалось сомнений, что перед нами прежде невиданная картина останков людей, погребенных во времена строительства дольменов и непотревоженных поздними вторжениями. Впервые за долгие годы исследований представился случай детально изучить особенности погребального обряда в дольменах, понять связь между обрядом и дольменной архитектурой. Другими словами выяснить, наконец, для чего дольмены строили.


15  Обсуждение / История. Культура. Традиции. Наследие. / 2012 год - год Российской истории : 16.02.2012, 12:42:19
В 2012 году Россия отмечает сразу несколько знаменательных юбилеев.

- 1150 лет русской государственности
- 200-летие Бородинской битвы
- 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года
- 150 лет со дня рождения П.А. Столыпина
- 140 лет со дня основания Государственного исторического музея.

О каких знаменательных исторических датах, событиях и людях Российской истории вы хотели бы поговорить на страницах нашего сайта и форума?
Страниц: [1] 2 3 ... 7
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.18 | SMF © 2006-2009, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!